Вторник, 16.10.2018, 04:28
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МСКОУ СКОШ VIII вида г.Серпухова

Меню сайта
Версия для слабови
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Категории раздела
Доклады на методических объединениях
Доклады на педагогических советах
Доклады на научно-методических советах
Жизнь школы
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск

    Методическая копилка

    Главная » Файлы » Доклады преподавателей » Доклады на методических объединениях

    Использование дидактических игр на уроках в 1 классе
    21.05.2015, 13:20

    Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида г. Серпухова

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выступление на ЦМК начальных классов.

    Тема : «Использование дидактических игр на уроках в 1 классе с целью формирования навыков адаптации учащихся с ОВЗ».

        Учитель: Листопад С. В.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2014-2015 учебный год.

    Игру недаром называют "ведущей" - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В.А. Сухомлинский.

    Для младшего школьного возраста учение – новый вид деятельности. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью учителю важно использовать на занятиях различные виды игр. Игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника с ОВЗ страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний. Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей до поступления была игра. Надо иметь в виду, что очень эффективными являются такие игровые формы обучения, как дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно.

    Основным типом дидактических игр, используемых при начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению, снимающие тревожность, которое возникает в период адаптации ребёнка к школьному режиму.

    Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.

    1. Во время игры учитель должен создавать в классе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность учителя, поощрение и одобрение действий учащихся.
    2. Любая игра, предлагаемая учителем, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она требуется.
    3. Учитель должен быть очень внимательным к тому, насколько учащиеся подготовлены к игре, особенно к творческим играм, где учащимся представляется большая самостоятельность.

    В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

    Дидактические игры особенно необходимы в воспитании и обучении детей первого класса. В них удаётся сконцентрировать внешне даже самых инертных детей. В начале, дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность учащихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.

    В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Учитель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному дать задание надо легче, другому – труднее, одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного решения. Особого внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает правильный ответ, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Учитель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед классом (коллективом). Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

    При проведении игру учителю надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание той или иной игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий.

    Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому необходимо при применении дидактических игр использовать наглядность. Игра должна быть занимательной, интересной для детей, но ни в коем случае нельзя принудительно заставлять детей играть. Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний.

    Таким образом, игра влияет на целенаправленную деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

     

    Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

    Ко второму типу относят сюжетно-ролевые игры. Правила в них существуют неявно. Они

    – в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник,

    пассажир не летает в кабине летчика. 

    Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других – иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

    ·                     Игры по сенсорному воспитанию

    ·                     Словесные игры

    ·                     Игры по ознакомлению с природой

    ·                     По формированию математических представлений и др.

    Иногда игры соотносятся с материалом:

    ·               Игры с дидактическими игрушками,

    ·               Настольно-печатные игры,

    ·               Словесные игры,

    ·               Псевдосюжетные игры.

    Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную

     деятельность детей, но не скрывает в достаточной мере основы дидактической игры –

    особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил,

    организацию жизни детей, руководство учителя.     

    Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

    ·               Игры-путешествия

    ·               Игры-поручения

    ·               Игры-предположения

    ·               Игры-загадки

    ·               Игры-беседы (игры-диалоги).

    Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие

    отражает реальные факты или события, но обычное раскрывается через необычное,

    простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через

    интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким

    ребенку, радует его. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать

    познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание

    детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют

    внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление

     трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны.

    Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение

    игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить

    задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

    Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

    Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил  и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема и т.п.

    Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразно предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».

    Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

    Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

    В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях, должны лежать следующие принципы:

    ·               Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

    ·               Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решить задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные.

    ·               Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Классическим примером указанных выше принципов могут служить практически любые командные игры: «Что? Где? Когда?» (одна половина задает вопросы – другая отвечает на них).

    На основе указанных  принципов можно сформулировать  рекомендации к проводимым на занятиях дидактическим играм:

    ·               Каждая игра должна содержать элемент новизны.

    ·               Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

    ·               Игра – не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое,… - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

    ·               Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить, но и играть вместе с детьми.

    ·               Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.

    Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил себя в игре, и как надо было бы избежать конфликта.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

    учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

    учебный материал используется в качестве средства  игры;

    в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    успешность выполнения  дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения кодопозитивов, диапозитивов, диафильмов, видеофильмов, использование мультимедиа средств. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, грамоты, благодарности, подарки.

    Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении.

    Категория: Доклады на методических объединениях | Добавил: Belko
    Просмотров: 1472 | Загрузок: 0