Среда, 24.04.2024, 22:09
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБОУ Школа №8

Меню сайта
Версия для слабови
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Жизнь школы
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Поиск

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ обучающихся

    В настоящее время интересы государства в сфере развития коррекционного образования нацелены на то, чтобы дать всем детям обучение и воспитание в соответствии с их возможностями. Наша школа как государственное учреждение призвана заниматься реализацией этой цели.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», имея профессиональный педагогический коллектив, достаточное материально-техническое оснащение, научно-методическое обеспечение, социально-психологическую и медицинскую службы, может обеспечить эффективное воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями. Приобщение детей с особенностями в развитии к реальному миру, включение их в отношения «ребенок-общество» всегда было и остается одним из ведущих направлений коррекционного образования.

    Цель нашей работы – формирование человека, способного реализовать себя в ситуации конкуренции и неопределенности.

    В процессе обучения и воспитания учащихся коррекционной школы возникает множество медицинских, социально-психологических и, конечно же, педагогических проблем. Четкой, раз и навсегда установленной границы между ними нет, поэтому эти задачи должны решаться комплексно. Именно так они решаются в нашей школе.

    Предусмотрены вариативность и разноуровневость обучения школьников с интеллектуальными нарушениями. В зависимости от их психофизического развития и индивидуальных особенностей и возможностей созданы и функционируют классы для детей:

    • с легким нарушением интеллекта
    • со сложными и множественными нарушениями в развитии

    Также одной из форм обучения учащихся является индивидуальное надомное обучение.

    Срок обучения по классно-урочной системе – 10 лет

    В последние годы все чаще в школу поступают дети, имеющие сложные и множественные нарушения в развитии из массовых школ, где они дублировали классы несколько раз из-за категорического отказа родителей на переход в коррекционную школу.

    Дети с диагнозом «легкая умственная отсталость» не имели в массовой школе коррекционной помощи, а приобретали выраженную педагогическую запущенность, стойкое снижение интереса, иногда и явный негативизм к учебной деятельности.

    В школу поступают и дети – переселенцы из бывших союзных республик (Молдавия, Таджикистан, Армения,Украина), которые плохо владеют русским языком и имеют крайне низкий уровень развития.

    Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляют:

    • учитель-дефектолог (олигофренопедагог);
    • учитель-логопед;
    • педагог-психолог;
    • социальный педагог;
    • педагог-организатор;
    • учитель ЛФК;
    • учителя с большим педагогическим опытом работы, прошедшие

    курсовую подготовку по специальности «Дефектология».

    В школе имеются специальные коррекционно-развивающие кабинеты:

    • кабинет учителя-логопеда;
    • кабинет учителя-дефектолога;
    • кабинет педагога-психолога;
    • кабинет «БОС-здоровье»;
    • кабинет ЛФК, оснащенный современными лечебными тренажерами;
    • фитобар;
    • кабинет социального педагога.

    В школе оборудован компьютерный класс. Учащиеся обеспечены современными учебниками из школьной библиотеки. Школа постоянно следит за соматическим здоровьем детей, обеспечивает необходимую медицинскую помощь, медицинское наблюдение. Учащиеся школы получают двухразовое бесплатное питание, осуществляется бесплатный подвоз учащихся к месту проведения занятий автотранспортом Автоколонны №1790.

    Все учащиеся при поступлении в школу проходят тщательное психолого-педагогическое обследование. Педагоги знакомятся с историей развития детей, анализируют данные медицинских заключений, характеристику с предыдущего места обучения.

    Учителя общеобразовательных предметов, психологи, дефектологи, логопеды, используя коррекционные технологии, способствующие эффективному течению процессов реабилитации, учат детей не только говорить, читать, писать, считать, но и формируют у них коммуникативные навыки, хозяйственно- бытовые умения (говорить по телефону, печатать на компьютере, пользоваться бытовыми приборами). Учат позитивному восприятию мира в целом и окружающих их людей.

    Посещая выпускников через несколько лет после окончания школы, педагоги отмечают устойчивые умения и навыки общения с членами семьи, знакомыми, обслуживания себя, выполнения бытовых действий, соблюдения санитарно-гигиенических требований, самостоятельной ориентировки в окружающей обстановке, пользования транспортом.

    Ведущая роль в решении вопросов коррекции, реабилитации и последующего социально-профессионального самоопределения принадлежит учебной деятельности.

    Трудовое обучение вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие учащихся. В учебном плане школы значительное время отводится предмету «Профильный труд». Если в 5-ых классах – это 6 часов в неделю, то в 10-м уже 16 часов в неделю.

    Труд сам по себе – мощное коррекционное средство, однако его основная задача – дать профессиональные умения и навыки, которые необходимы в дальнейшем для работы по специальности, или решения социально-бытовых вопросов.

    В силу всех этих причин занятия по трудовому обучению самым существенным образом влияют на дальнейшую судьбу учащихся, их адаптационные возможности.

    Мы, в основном, готовим работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях различных форм собственности и условиях трудового коллектива.

    Таким образом, коррекционные и на их основе реабилитационные вопросы важны не сами по себе, но как предпосылки для социально-нормативной, социально-трудовой и социально-бытовой адаптации. Последовательность этих процессов: коррекция – реабилитация – социализация.

    Администрация и педагогический коллектив школы, понимая главную задачу обучения – приобщение выпускников к реальной жизни в современных экономических условиях, отразили это в содержании Программы развития учреждения и основной образовательной программе, реализацией которых сейчас занимается педагогический коллектив.

    Выполнению многих коррекционно-развивающих задач способствует созданная учителями технологии совместно с социально-психологической службой система углубленного трудового обучения:

    • 1-3 класс – пропедевтический этап, на котором происходит овладение элементарными приемами труда;
    • 4-5 класс – переходный этап от ручного труда к профессиональному. Задачей этого периода является определение интересов и склонностей учащихся;
    • 6-9 класс – формирование не только общетрудовых, но и профессиональных навыков;
    • 10 класс - углубленное трудовое обучение, осуществляемое по профилям: обработка ткани, обработка металла, обработка древесины, строитель, младший обслуживающий персонал. На этом этапе учащиеся овладевают профессиональными навыками труда на занятиях в мастерских, совершенствуют их во время производственного обучения на предприятиях, с которыми у нас заключен договор о совместной деятельности, на летней трудовой практике в школе.

    Системное трудовое обучение, созданное на основе структурно- организованной общетрудовой подготовки, развивает у школьников потребность в деятельности, привычку к трудовому усилию, помогает накоплению жизненного опыта и, в конечном итоге, выполняя задачи реабилитации, снижает социальную недостаточность.

    Для осуществления задач подготовки выпускников к активному участию в определенных доступных им сферах деятельности, мы предусматриваем расширение образовательных границ предмета «Технология» за счет увеличения числа профессий, предлагаемых для обучения детей. Так до 2015 гг. обучение велось по профилям:

    • «Обработка ткани» - профессии швея-мотористка;
    • «Обработка металлов» - слесарь;
    • «Строительный профиль» - маляр строительный, штукатур;
    • "Обработка древесины" - столяр.

    Для дальнейшего улучшения коррекционной работы, большей

    социальной защищенности выпускников к уже четырем существующим профилям (швея, столяр, слесарь, маляр-штукатур) с 2015 года ввели востребованную на рынке труда специальность «Младший обслуживающий персонал».

    В связи с участием МБОУ Школа №8 в Федеральном проекте "Современная школа" Национального проекта "Образование" с сентября 2019 года созданы новые профили трудового обучения "Гончарное дело" и "Сельскохозяйственное дело" и открыты новые мастерские, которые оснащены современным оборудованием и инструментами.

    Учителями разработана рабочая программа, календарно-тематический план по данной специальности. Занятия проходят на базе мастерской по гончарному делу и мастерской по сельскохозяйственному труду. Мастерские оснащены современным оборудованием и инструментами. В мастерских имеется оптимальное учебное оборудование, рационально размещенное в определенных зонах.

    Важнейшими условиями для эффективности трудовой подготовки является материально- техническая база, которая в значительной мере определяет уровень трудовой подготовки и способствует четкой организации учебного процесса (слесарная мастерская, мастерская штукатурно-малярного дела, швейная мастерская, кабинет социально-бытовой ориентировки для подготовки младшего обслуживающего персонала, гончарная мастерская и сельскохозяйственная мастерская).

    По окончании 9-го и 10-го классов учащиеся проходят государственную итоговую аттестацию по трудовому обучению. В процессе подготовке к экзаменам проводится психологическое сопровождение учащихся.

    Анализ статистических данных по итоговой аттестации старшеклассников показывает, что учащиеся 9-10 классов в целом имеют достаточные теоретические знания, прочные практические навыки, успешно овладевают знаниями и умениями по трудовому обучению, растет уровень их профессиональной подготовки, более серьезным становится отношение к трудовой деятельности.

    В течение многих лет наше образовательное учреждение продуктивно сотрудничает с ГБПОУ МО "Чеховский техникум", Губернским колледжем. С данными учреждениями заключены договора о  сотрудничестве. В этих учреждениях имеется отличная материально техническая база, и наши выпускники успешно осваивают специальности столяра, слесаря-ремонтника, швеи, парикмахера.

    Профориентационная работа в нашей школе – неотъемлемая часть целостного педагогического процесса, имеет коррекционно-развивающую составляющую и способствует успешной социализации учащихся.

    Ее цель – оказание помощи детям в профессиональном выборе, вооружении знанием о конкретных специальностях, востребованных в нашем регионе, соотнесение личностных качеств и возможностей ученика и квалификационных требований к профессии. Этой работой занимается весь педагогический коллектив в тесном взаимодействии с Центром по Профориентации и трудоустройству молодежи. Специалисты Центра приходят к нам в школу, проводят беседы, тренинги, консультации для учащихся 9-10 классов.

    Вопросы социальной адаптации, определения и реализации жизненных планов наших выпускников не могу быть успешно реализованы только внутренними силами образовательного учреждения в изоляции от социума. Педагогический коллектив предусмотрел расширение контактов с внешней средой, построение отношений, находящимися за стенами школы, общение с различными слоями населения, государственными и общественными институтами. Взаимодействие с социальными партнерами складывались не стихийно, чаще всего по инициативе образовательного учреждения, но мы всегда встречаем доброжелательный отклик со стороны Дома Детства и Юношества, Дома Детского и Юношеского Технического Творчества, центра медико-социальной реабилитации инвалидов «Меридиан», спортивного клуба «Равные возможности», городского и районного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, центра занятости населения.

    Введение в процесс обучения метода проекта значительно повысило качество образования, мотивацию к обучению, поэтому мы достаточно широко используем его в своей работе.

    «Наука жизни» дается нашим детям с трудом, поэтому учителя трудового обучения используют все возможности для снижения остроты их социальной незащищенности, давая детям с ограниченными возможностями здоровья навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.

    Раскрытию творческих возможностей, укреплению веры в свои силы помогают факультативные занятия, кружки трудовой направленности и ставшие уже традиционными выставки, ярмарки творческих работ учащихся, различных уровней:

    - муниципальный уровень («Серпуховский Арбат», ежегодные выставки «Живая связь времен», «Новый год и Рождество в твоем доме», традиционные конференции "Экополис - город будущего", "Молодежь и инноватика");

    - региональный уровень (выставки в рамках областного конкурса

    «Лучший по профессии» среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Региональный конкурс художественной самодеятельности среди обучающихся с ОВЗ,  выставки- ярмарки в рамках интеграционного проекта « Я умею»);

    - федеральный уровень (Международная специализированная выставка в «Крокус Сити» «Интеграция. Жизнь. Общество» в г. Москва).

    Вызывает особый интерес у учащихся конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». Победители школьных соревнований представляют нашу школу на региональном уровне. Конкурс проводится Министерством образования Московской области с целью реабилитации и социально-трудовой адаптации обучающихся, привития им интереса к рабочим профессиям, для активизации учебного процесса трудовой подготовки.

    Летняя трудовая практика, которая является завершающим этапом трудовой подготовки, учит школьников умению работать в коллективе, развивает социально-коммуникативные навыки, воспитывает потребность в деятельности, привычку к трудовому усилию.

    В результате реализации углубленной трудовой подготовки учащихся ситуация с определением жизненного пути учащихся меняется к лучшему. Мы имеем положительную динамику трудоустройства выпускников, получивших общетрудовую и профильную подготовку.

    Все большее число выпускников (до 90%) находят свою нишу в производительном труде, дальнейшей учебе и становятся полезным обществу.

    Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, по сути, лишён основы самостоятельного благополучного существования в современном обществе. Помочь данной категории детей социально адаптироваться – важнейшая задача всего педагогического коллектива школы.